Моя корзина Моя корзина
Сейчас корзина пуста.

Мой профиль
Пользователей: 0, Гостей: 2

Поисковые боты: 13
oBot, oBot, oBot, Mail.Ru Bot, oBot, oBot, oBot, oBot, oBot, oBot, oBot, oBot, oBot







Благоустройство территорий. Дорожные одежды с покрытием из плит тротуарных

Настоящий технический кодекс распространяется на проектирование дорожных одежд пешеходных путей и зо
Конструирование дорожной одежды и земляного полотна
Дорожную одежду пешеходных зон с покрытием из тротуарных плит следует проектировать совместно с земляным полотном как единое целое, так как прочность и долговечность дорожной одежды в значительной степени зависит от состояния грунтов земляного полотна. При проектировании конструкций дорожной одежды и земляного полотна следует учитывать местные природные и грунтово-гидрологические условия, предусматривать широкое применение местных материалов и максимально использовать опыт эксплуатации пешеходных зон со сборным покрытием в районе строительства.
При проектировании земляного полотна необходимо вывести зону промерзания из зоны капиллярного увлажнения за счет возвышения низа дорожной одежды над расчетным уровнем грунтовых вод. В зависимости от вида грунтов земляного полотна возвышение низа дорожной одежды следует принимать в соответствии с СНБ 3.03.02. Расчетный уровень грунтовых вод по данным разовых измерений его величины в период изыскания следует определять на основе статистического метода в соответствии с Пособием П 3.03.01 к СНиП 2.05.02. Коэффициент уплотнения грунта земляного полотна должен быть не менее 0,98. При использовании в верхней части земляного полотна сильнопучинистых и чрезмернопучинистых грунтов необходимо устройство морозозащитного слоя из стабильных грунтов и материалов. Толщину морозозащитного слоя следует принимать в соответствии с Пособием 3.03.01 к СНиП 2.05.02. Для предотвращения переувлажнения земляного полотна, а также для осушения дорожной конструкции следует назначать дренирующий слой из материалов с коэффициентом фильтрации не менее 1 м/сут. Дренирующий слой проектируется в зависимости от места расположения пешеходной зоны на профиле улицы, то есть условий ее увлажнения, грунтов земляного полотна и коэффициента фильтрации материала. Минимальные толщины дренирующего слоя в зависимости от размещения пешеходных зон, коэффициента фильтрации материала дренирующего слоя и вида грунта земляного полотна приведены в таблице 4.1 кодекса и составляют 20-40 см. Для отвода воды из дренирующего слоя следует предусматривать мероприятия в соответствии с требованиями СНБ 3.03.02. В качестве материалов дренирующего слоя применяют песок по ГОСТ 8736, песчано-гравийную смесь по ГОСТ 23735, а также щебеночно-песчано-гравийные смеси по ГОСТ 25607. Если по гидрогеологическим условиям или технико-экономическим показателям целесообразно снизить требования по возвышению поверхности покрытия над расчетным уровнем грунтовых вод, то следует предусмотреть специальные мероприятия по снижению уровня грунтовых вод или защите верхней части земляного полотна от избыточного увлажнения, как-то: использование непучинистых и слабопучинистых грунтов для сооружения верхней части земляного полотна, находящегося в зоне промерзания, устройство дренажей, устройство капилляропрерывающих или изолирующих прослоек.
Конструкции дорожных одежд следует проектировать в соответствии с требованиями СНБ 3.03.02, установленными для дорожных одежд облегченного типа. Прочность дорожных одежд пешеходных зон шириной 2,25 м и более должна обеспечивать восприятие нагрузки от проезда тяжелой уборочной и поливочной техники. Типовые конструкции дорожных одежд пешеходных зон, принимаемые в зависимости от материала основания с дополнительным дренирующим слоем из песка, приведены в альбоме серии Б3.020.1-2.99, выпуск 0 «Плиты тротуарные. Материалы для проектирования и указания по применению изделий». Тротуарные плиты для мощения пешеходных зон должны соответствовать требованиям СТБ 1071. Расчет тротуарных плит и всей конструкции дорожной одежды на прочность приведены в разделе 5 обсуждаемого кодекса. Основание под сборным покрытием должно обеспечивать прочность и устойчивость от действия расчетных нагрузок. Коэффициент уплотнения каждого слоя основания должен быть не менее 0,98. В качестве материалов основания следует применять природные песчано-гравийные смеси, обогащенные до оптимального состава по ГОСТ 25607, с наибольшим размером зерен (Д) 40; готовые смеси оптимального состава в соответствии с требованиями ГОСТ 25607 №С1, №С2, №С6, №С7, №С8; готовые щебеночно-песчаные смеси из шлаков по ГОСТ 3344 марок С3 и С4; щебень фракций 5 (3) — 10 мм; свыше 10 — до 20 мм; свыше 20 — до 40 мм, обработанный пескоцементной смесью (ПГ, ПК, ПС) марки М20 по СТБ1521; песок, обработанный цементом (ПГ, ПК, ПС) в соответствии с требованиями СТБ 1521; бетон класса В15 по ГОСТ 26633; пески крупные, гравелистые и среднезернистые по ГОСТ 8736. Морозостойкость материала цементобетонного основания должна быть не ниже F75, морозостойкость других видов материалов для основания — не ниже F50. Между покрытием и основанием следует предусматривать не уплотняемый до укладки плит выравнивающий слой толщиной 2-4 см из песка естественной влажности, песка, обработанного цементом по ГОСТ 23558 (марки М10), или цементно-песчаной смеси, приготовленной на песке естественной влажности, который обеспечивает выравнивание слоя основания и осадку плит после уплотнения их виброуплотняющей площадкой. Выравнивающий слой в качестве конструктивного слоя не рассматривается и в расчетах не учитывается. Материал основания устанавливается проектом в зависимости от действующей на покрытие транспортной нагрузки. Минимальная толщина основания из различных материалов указана в таблице 1.
Таблица 1
Характеристика транспортной нагрузки
Материал основания
Минимальная толщина основания, м
Одиночные автомобили группы А и группы Б
смеси щебеночно-гравийно-песчаные (ГОСТ 25607)
0,15
смеси щебеночно-песчаные, гравийно-песчаные, щебеночно- гравийно- песчаные и пески, укрепленные неорганическими вяжущими (СТБ 1521)
0,10
Одиночные автомобили группы А
щебень, фракционированный (ГОСТ 8267), обработанный пескоцементной смесью (СТБ 1521) по СН и П 3.6.03
0,10
бетон В15 (ГОСТ 26633)
0,10
Одиночные автомобили группы Б
смеси щебеночно-песчаные шлаковые (ГОСТ 3344)
0,20
Отсутствие транспортной нагрузки
песок (ГОСТ 8736)
0,20
В ТКП приведены варианты конструкций дорожных одежд с конструктивными слоями из различных материалов, а также варианты деталей сопряжений сборных покрытий пешеходных зон с другими элементами улиц и проезжей частью городских дорог. В качестве материала выравнивающего слоя в конструкциях дорожных одежд с неукрепленными основаниями применяют, как правило, песок средний (ГОСТ 8736), с укрепленными основаниями — песок, обработанный цементом марки М10 (ГОСТ23558). При примыкании сборного покрытия к цоколю зданий и на откосах круче 1:5 в качестве материала выравнивающего слоя следует применять цементно-песчаную смесь, приготовленную на песке естественной влажности, при соотношении между цементом и песком, аналогичным принимаемому при подборе состава строительного раствора марки по прочности М50, марки по подвижности Пк2 (СТБ 1307).
Расчет дорожной одежды и земляного полотна
Расчет дорожных одежд необходимо выполнять с учетом надежности, то есть вероятности безотказной работы конструкции в течение всего периода между капитальными ремонтами. Количественным показателем служит уровень надежности, представляющий собой отношение протяженности прочных, не требующих капитального ремонта участков дорожных одежд к их общей протяженности. При выполнении расчета дорожных одежд уровень надежности (Кн) и соответствующий ему коэффициент прочности (Кпр) следует принимать в зависимости от транспортной нагрузки и материала основания. Расчет дорожной одежды с покрытием из тротуарных плит на прочность производят из условия восприятия нагрузок от проезда уборочной и поливочной техники. В качестве расчетных нагрузок приняты нормированные СНиП 2.05.02 нагрузки, приведенные в таблице 2.
Таблица 2
Транспортное средство
Номиналь-
ная стати-
ческая нагрузка на ось, Р, кН
Нормиро-
ванная 
нагрузка на колесо автомобиля, кН
Среднее 
расчетное удельное 
давление колеса на покрытие, Р, МПа
Расчетный 
диаметр 
следа колеса автомобиля, 
D, м
Автомобиль группы А
100
50
0,6
0,33
Автомобиль группы Б
60
30
0,5
0,28
Дорожную одежду следует рассчитывать на прочность (сопротивление растяжению при изгибе бетонных плит, сопротивление сдвигу слоев основания и всей конструкции в целом) под действием расчетной эксплуатационной нагрузки и на осушение. Конструкция дорожной одежды считается прочной, если коэффициент прочности на растяжение при изгибе и сопротивление сдвигу слоев основания и всей конструкции в целом больше или равен (Кпр), найденному с учетом требуемого уровня надежности проектируемой одежды), а коэффициент фильтрации материала дренирующего слоя и его толщина обеспечивают своевременный отвод избыточной воды. При земляном полотне, сложенном из супесей и суглинков тяжелых пылеватых, необходимо обеспечить нормативную толщину дорожной одежды из стабильных материалов, не подверженных пучению в соответствии с требованиями СНБ 3.03.02. Конструкции следует выбирать на основе экономических сопоставлений нескольких вариантов, удовлетворяющих критериальным условиям.
Расчет прочности покрытия
Прочность покрытия из тротуарных плит определяют, исходя из категории плит по жесткости, характеризуемой показателем жесткости (S). При S < 0,5 плиты относят к категории абсолютно жестких и на прочность не рассчитывают. При 0,5 < S < 10 плиты относят к категории плит с конечной жесткостью и рассчитывают их на прочность. Показатель жесткости (S) плиты определяют по формуле:
S = 3 (Е0/Е) (r/h)3,
где r –радиус круглой плиты, радиус равновеликой по площади квадратной или многоугольной плиты или полудлина прямоугольной (м), h — толщина плиты (м), Е — модуль упругости бетона (МПа), Е0 — эквивалентный модуль упругости основания. Плиты, у которых отношение r/h < 2,5, относят к категории абсолютно жестких и покрытие из них на прочность не рассчитывают. Толщину плит тротуаров, на которых отсутствует транспортная нагрузка, не рассчитывают и принимают равной 5 см.
Условия прочности плит покрытия с конечной жесткостью задаются соотношением Kпр •?pt

Таблица 3

Характеристика транспортной нагрузки
Материал основания
Минимально допустимая толщина тротуарных плит при величине их наибольшего габаритного размера в плане, мм
500
< 400 ÷ 450
< 350 ÷ 400
< 300 ÷ 350
≤ 300
Одиночные автомобили группы А
смеси щебеночно-гравийно-песчаные (ГОСТ 25607); смеси щебеночно-песчаные, гравийно-песчаные, щебеночно- гравийно- песчаные и пески, укрепленные неоргани- ческими вяжущими (СТБ 1521); щебень фракционированный (ГОСТ8267), обрабо- танный пескоцементной смесью (СТБ 1521) по СН и П 3.06.03 бетон класса В15 (ГОСТ 26633)
100
90
80
70
60
Одиночные автомобили группы Б
смеси щебеночно-гравийно-песчаные (ГОСТ 25607); смеси щебеночно-песчаные шлако- вые (ГОСТ 3344); смеси щебеночно-песча- ные, гравийно-песчаные, щебеночно- гравийно- песчаные и пески, укрепленные неорганическими вяжущими (СТБ 1521)
70
60
50
50
50
песок (ГОСТ 8736)
80
70
60
60
50
Отсутствие транспортной нагрузки
песок (ГОСТ 8736)
50
50
50
50
50
Расчетные характеристики материалов дорожных одежд и грунтов земляного полотна приведены в приложении к рассматриваемому кодексу.
Расчет основания и земляного полотна на прочность (на сдвиг)
Условие прочности основания и земляного полотна должно удовлетворять требованию Кпр•Т<Тдоп, где Т и Тдоп — активные и допустимые напряжения сдвига, Кпр — коэффициент прочности. Расчеты ведут в следующей последовательности. Определяют средний модуль упругости (Еср) слоев дорожной одежды, расположенных над проверяемым на прочность слоем основания или земляного полотна. Определяют активное напряжение сдвига (tn) от временной нагрузки. Находят активное напряжение сдвига (tb) от собственного веса дорожной одежды. Определяют допускаемые напряжения сдвига (Тдоп) в грунте земляного полотна или в слоях из слабосвязных материалов по формуле Тдоп= С К, где С — сцепление в грунте или слабосвязном материале (МПа), определяемое по таблице 5.6 и приложению Б кодекса, а К — поправочный коэффициент. Определяют действующее в грунте или слабосвязном материале напряжение сдвига (Т) по формуле:
Т = tn р + tв,
где р — действующая нагрузка на покрытие, МПа.
Вычисляют отношение Тдоп/Т. Если Тдоп/Т > Кпр (где Кпр — коэффициент прочности дорожной одежды), то требование по сдвигу обеспечено. В противном случае необходимо изменить конструкцию дорожной одежды (увеличить толщину вышележащих слоев или их прочность).
Расчет земляного полотна по условиям осушения или обеспечения необходимой морозоустойчивости производят по Пособию П 3.03.01 к СН и П 2.05.02. В трех приложениях к кодексу приведены варианты деталей сопряжений сборных покрытий пешеходных зон с другими элементами улиц и проезжей частью городских дорог, расчетные характеристики материалов дорожных одежд и грунтов земляного полотна и примеры расчета дорожных одежд с покрытием из тротуарных плит.

 

Автор: ДорЗащита от 02.01.2010
Оценка: 





  
 
  



 


Печать | ДорЗащита © 1999-2015 www.DOR.ru - Строительный портал.

Наш Интернет-сайт носит исключительно информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, определяемой положениями Статьи 437 Гражданского кодекса Российской Федерации. Для получения подробной информации о стоимости продукции, пожалуйста, обращайтесь к специалистам по указанным в контактах телефонам.
Владелец сайта оставляет за собой право в любое время вносить изменения в перечень и спецификацию продукции. Для получения действительной информации о продукции просьба обращаться к менеджерам.

| Контакты